четверг, 4 июня 2009 г.

Статья в газете Рациональная №17 (107) от 07.05.2009

                  «За» и «против» создания нового коммунального предприятия

16 апреля состоялась презентация коммунального предприятия «Энергодарский городской информационный центр» и на сессии депутаты поддержали его создание. В ходе презентации в сессионном зале были высказаны разные мнения. Подозревая, что многие жители города еще мало знакомы с этим новым проектом, предлагаем вам ознакомиться с несколькими аргументами «за» и «против» его создания.
Во время презентации 54 присутствующих получили анкеты, в которых они могли высказать свое мнение. Учитывая то, что там присутствовали люди, знающие, о чем идет речь и понимающие суть идеи, а значит, имеющие возможность её оценить, можно говорить о том, что это была объективная оценка. 43% опрошенных подтвердили, что потребность в получении информации, которую планирует предоставлять информационный центр (ИЦ), возникает у них еженедельно, у 31% - ежемесячно, у 17% - раз в год. И только 3% ответили, что в ней абсолютно не нуждаются. Если спроецировать эти данные на город в целом, то получается, что подавляющее большинство его жителей нуждается в продукте, который представит новое КП. Это позволяет говорить о значимости проекта.
 
Есть мнение, что в городе есть более социально значимые проекты. Но возникает вопрос – если они столь важны, то почему бюджет города был принят так поздно? О выделении средств для нового КП речь будет идти не раньше, чем после подведения итогов выполнения бюджета за полугодие, а проект перевода подачи теплоносителей с ТЭС на АЭС является приоритетным для исполнительной власти. Другое дело, что теперь необходимо искать альтернативные пути его решения, поскольку время было упущено.
 
Говоря о вложениях и отдаче денежных средств предприятием, нужно понимать, что сегодня ни одна услуга не может быть бесплатной – таковы рыночные отношения. Вопрос только в адекватности оплаты. И только коммунальное предприятие может себе позволить устанавливать стоимость своих услуг без рентабельности. Если же подобную услугу будет оказывать предприниматель, он будет закладывать в цену и получение дохода. А, вложив средства в создание КП, горсовет получит рычаги влияния на ценообразование услуг, и если депутаты сочтут нужным снизить их для каких-либо категорий населения, то вправе будут это сделать. 
Кроме того, полный спектр услуг, который планирует развивать новое предприятие, вряд ли осилит ЧП. Ведь это и адресная база, земельный и экологический кадастры, базы данных о всех коммуникациях города. Это уникальная информация, и любой руководитель понимает ее важность и значимость. 
С помощью ИЦ каждый житель города может оперативно получить информацию о свободных участках земли, их состоянии, о доступном коммунальном имуществе. Если сегодня эта информация есть на сайте исполкома, публикуется в прессе, то с момента начала работы ИЦ, она будет храниться в его объединенной базе. Это позволит говорить о том, что вся информация будет доступна в оперативном режиме каждому пользователю сети или Интернета. Энергодарцы смогут получать информацию о городе (а в перспективе - и по области в целом), данные о работе всех предприятий города, иметь выход на все диспетчерские службы. А в перспективе планируется и интерактивное получение разрешительных документов и справок. Не выходя из дома, через компьютер, оформив заказ на получение справки, например, о составе семьи, можно будет получить ее на свой электронный адрес. 
Доступность всей информации о жизни города сделает ее более открытой и прозрачной. Интерактивный диалог с властью позволит четко контролировать ее действия, уменьшить злоупотребления со стороны чиновников, административных работников и руководителей предприятий. Так что многие преимущества ИЦ сами пользователи смогут оценить только начав пользоваться его услугами.
Как показывает опыт таких крупных городов, как Киев и Харьков, и небольших, как Вознесенск, идея информатизации необходима и востребована (к слову, существует, но пока не действует и национальная программа). 

На сессии депутаты поддержали проект создания КП «Информационный центр», но звучали и голоса «против», в частности депутат Олег Бензионович неоднократно апеллировал докладчику. Почему Олег Евгеньевич не поддержал идею его создания, мы попросили рассказать его нашим читателям.
Вы назвали проект создания нового коммунального предприятия несвоевременным.                Хотелось бы услышать ваши аргументы.
- О презентации нового предприятия многие депутаты узнали накануне, поэтому изучить все материалы, и аргументировано высказать свою точку зрения, возможности не было. После сессии также многие вопросы остались «в воздухе». А принимать столь важное решение без детального изучения всего пакета документации, но меньшей мере, опрометчиво.
Я не противник внедрения геоинформационных технологий в муниципальном управлении, но считаю, что сегодня создание информационного центра в нашем городе преждевременно.
Веским аргументом против можно назвать то, что введение в действие вновь создаваемого предприятия не приведет к решению ни одной социально важной проблемы города, к которым, по моему мнению, относятся окончание работ по проекту перевода подачи теплоносителей от ТЭС на АЭС, ремонт дорог, снижение стоимости питания в школах и детских дошкольных учреждениях. 
Сумма, которая необходима уже в этом году для работы создаваемого коммунального предприятия – 1 млн. 127 тыс. грн., общая сумма инвестиций в проект составит 2 млн.210 тыс. грн. Хотелось бы так же отметить, что ежегодный фонд заработной платы согласно представленному бизнес-плану составляет 700 тыс. грн.! В дальнейшем этот проект предусматривает ежегодное бюджетное финансирование. Как было заявлено уже через 12 месяцев его дирекция планирует выйти на самоокупаемость, а в дальнейшем, и на получение прибыли. Я противник того, чтобы из бюджета города были выделены средства на его создание, а затем жители города, предприниматели и органы самоуправления платили за предоставление услуг деньги. Сначала на свои деньги создаем, а затем за каждую справку платим? Не вижу логики в этом. 
Если это действительно интересный и перспективный проект, так может, логичнее было бы выйти с этим предложением на банковские учреждения, в том числе и так полюбившийся городскому исполнительному комитету ЕБРР, получить кредит, а затем погашать его из планируемой прибыли? Вряд ли этот проект найдет там поддержку. 
Неоднократно исполнительная власть предлагала депутатам подписать соглашение с ЕБРР – городу нужны деньги на «закольцевание», чтобы с нового отопительного сезона вновь не поднимать тарифы. Так почему же не направить деньги, которые сейчас пойдут на новое КП, на решение этой проблемы? 
Даже если говорить об этом проекте как об инновационной составляющей городского бюджета, то опять же экономический эффект от внедрения данного проекта представляется весьма сомнительным не говоря уже о тех социальных задачах, которое обязано решать бюджетное финансирование.
Если брать за основу иногороднюю практику, на которую ссылались разработчики данного проекта, то стоит отметить, что данная система внедрялась пока исключительно в крупных областных центрах, население которых переваливает за миллион. Для столь крупных городов данная система представляется вполне уместной, а для нашего города, где каждое дерево знакомо, считаю ее непозволительной роскошью.
                                                                                                                              Валерия ТАРАСОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий